Современная теория когнитивного развития делает акцент на отношениях, рассматривая социальное взаимодействие как тигель, в котором происходит когнитивное развитие детей.
Отец теории когнитивного развития

Чтобы понять современный подход к теории когнитивного развития, важно подчеркнуть отношения и рассматривать социальное взаимодействие как тигель, в котором происходит когнитивное развитие детей. Другими словами, ум формируется внося свой вклад в социальное взаимодействие, процесс, заряженный эмоциями. Взросление в семье предполагает длительный период интенсивного социального взаимодействия.

(Другие теории когнитивного развития включают “нативистские” подходы, которые рассматривают ум как обладающий врожденными способностями, растущий скорее как дерево из семени, и “эмпирические” подходы, которые фокусируются только на факторах, которые воздействуют на ум, чтобы сформировать его, а не на том, как ум влияет на эти факторы.)

Реляционный подход можно проиллюстрировать памятной цитатой Дональда Винникотта из 1964 года: “Нет такого понятия, как ребенок”. Он имел в виду, что ребенок встроен в сложную сеть взаимодействий с другими до такой степени, что граница между ребенком и родителем больше не различима. Эта теория когнитивного развития видит, что ребенок и родитель формируют неврологическое развитие друг друга. Дети не просто взаимодействуют со своим окружением, они влияют и формируют среду, в которой они учатся навыкам. Даже такие базовые жесты, как улыбка, появляются в процессе развития.

Реляционная теория когнитивного развития охватывает более широкий социальный уровень: личность и культура сотворены совместно, как родитель и ребенок. Человек становится членом общества, участвуя в быту, традициях, ритуалах, используя предметы и символы, включая язык. Человек и растет как часть культуры, и формирует культуру с другими.

В настоящее время господствующую теорию когнитивного развития называют “процессно-реляционной”.

Где заканчивается биология и начинается социология? Аргумент «природа-воспитание» в этом мировоззрении неприменим. Например, было доказано, что социальный опыт влияет на экспрессию генов посредством эпигенетических изменений. ДНК является исходным материалом и фиксируется, но то, как она выражается, может быть изменено опытом. Это породило совершенно новую отрасль исследований — социальную геномику: изучение того, как социальный опыт формирует экспрессию генов.

ПО ТЕМЕ: Когнитивное развитие подростка

Отец теории когнитивного развития: Жан Пиаже

Жан Пиаже (1896-1980) оказал огромное влияние на теорию когнитивного развития. Пиаже предложил теорию развития, основанную на представлении о развитии, известном как “конструктивизм”. То есть мы познаем мир, воздействуя на него. Он писал, что “Чтобы познать объекты, субъект должен воздействовать на них и, следовательно, преобразовывать их”.

Пиаже утверждал, что младенцы и дети познают мир через свои действия. В этом процессе они вырабатывают паттерны взаимодействия, включающие эмоции, ощущения, двигательные движения и восприятие, известные как “системы”. Как только система начинает развиваться через определенные взаимодействия, она будет расширена в несколько иных ситуациях. То есть ребенок ассимилирует новый опыт с тем, что он узнал ранее, но поскольку опыт будет другим, система будет изменена или приспособлена. Многократно повторенный процесс приводит к когнитивному развитию.

Теория Когнитивного Развития: Реляционный Подход

Пиаже интересовала поэтапная последовательность развития, через которую проходят все дети, каждая стадия обеспечивает основу для следующей. Благодаря необычайно подробным наблюдениям за детьми, он предложил четыре этапа:

  • Сенсомоторная стадия (в течение первых двух лет): стадия, на которой дети развивают схемы действий, такие как сосание, толкание, удары и хватание.
  • Предоперационная стадия (от двух до семи лет): ребенок развивает способность к мышлению, но имеет ограниченную способность применять логику к ситуациям, чтобы вывести что-то одной мыслью.
  • Конкретная операциональная стадия (от семи до 11 лет): ребенок начинает работать с помощью логического мышления, а не просто действия.
  • Формальный операционный этап (12-15 лет): ребенок занимается систематическим экспериментированием, формированием гипотез, их проверкой и пробованием альтернатив.

Социогенез теория когнитивного развития: Лев Выготский

Еще один гигант теории развития ребенка XX века, Лев Выготский, обычно считается родоначальником идеи о том, что разум формируется через социальные процессы. На самом деле, идея значительно предшествует ему, но он сформулировал ее и оказал большое влияние на современную науку о развитии ребенка, замечательный подвиг, так как он провел только 11 лет, работая над ней, перейдя от работы над искусством и литературой, когда ему было 27 лет, и трагически умер, когда ему было только 38.

Согласно Выготскому, все высшие психические функции происходят дважды: сначала между людьми в социальном взаимодействии, а затем внутри сознания человека. Таким образом, сказал он, социальные взаимодействия формируют сознание.

Ключевым постулатом теории когнитивного развития является “зона ближайшего развития” Выготского. Это вытекает из его идеи о том, что мышление сначала социальное, прежде чем им овладеет индивид. В процессе развития нового образа мышления возникает разрыв между тем, чего дети могут достичь в одиночку, и тем, чего они могут достичь с помощью других.

Ключом к когнитивному развитию, по Выготскому, является помощь, которую более опытный взрослый дает ребенку для роста в этой зоне.

Выготский ввел понятие “элементарных” и “высших” психических функций. Элементарные функции являются продуктом эволюции и объясняются биологически. Они включают непроизвольное внимание и способность устанавливать простые связи между событиями. Напротив, высшие психические функции возникают благодаря социальным взаимодействиям и культуре. К ним относятся язык, системы счета, техники запоминания, искусство, литература, карты и так далее.

Выготский уделял большое внимание тому, как развивается язык, и рассматривал, как дети разговаривают сами с собой. Согласно его теории когнитивного развития, дети учатся говорить через отношения и разговоры, а затем используют речь как инструмент для собственного мышления, разговаривая сами с собой. Это в равной степени относится и к слышащим детям, и к языку жестов, используемому детьми, которые не слышат. Исследования действительно показали, что дети, которые больше взаимодействуют с другими, больше разговаривают сами с собой, когда они одни, и что дети, которым не разрешают разговаривать с собой, хуже справляются с когнитивными тестами.

Позже речь уходит “в подполье”, чтобы стать внутренней речью или вербальной мыслью, хотя иногда она возвращается во взрослом возрасте. Например, когда мы решаем особо сложные задачи. Выготский теоретизировал, что дети (и взрослые) используют речь, работая в своей зоне проксимального развития, как раз за пределами своего уровня компетенции.

ПО ТЕМЕ: “Руководство к лучшему пониманию подросткового возраста”

Как родители могут поддерживать когнитивное развитие:

Теория когнитивного развития использует метафору из строительной отрасли: строительные леса, временная структура вокруг растущего здания, чтобы помочь его строительству.

В теории когнитивного развития эшафот дает детям структуру для овладения навыком, после чего он становится избыточным. В этом контексте речь идет о поддержке детей в зоне ближайшего развития: постановке целей, регуляции их действий и подавлении нежелательных реакций, организации их действий и выборе стратегий. Это может быть так же просто, как ряд подсказок, которые подходят для уровня развития ребенка.

В последнее время многие исследователи изучают строительные леса и их влияние на когнитивное развитие, когда они применяются по-разному. Когнитивное развитие прогрессирует, когда строительные леса применяются хорошо и постоянно приспосабливаются к прогрессу ребенка.

Пиаже против Выготского

Психологи пытались выяснить, как вклад Пиаже и Выготского в теорию когнитивного развития работает вместе.

На самом деле, оба они подчеркивали социальное взаимодействие до такой степени, что даже ведущие эксперты часто не могут прочитать высказывания одного или другого и быть уверены, был ли он написан Пиаже или Выготским.

Один из способов увидеть разницу — мысленный эксперимент: что произойдет с развитием ребенка, если не будет взрослых? Для Выготского не было бы никакого развития, потому что дети не могут двигаться вперед из своей зоны ближайшего развития без более квалифицированной помощи. По мнению Пиаже, развитие может иметь место, хотя и не так, как следует рекомендовать. Двое детей, взаимодействующих друг с другом, могут выучить больше, чем один.

Социогенез теория когнитивного развития: Лев Выготский

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Этапы развития ребенка

Исполнительная функция: основная концепция в теории когнитивного развития

Проще говоря, исполнительная функция — это набор умственных навыков, которые помогают человеку обрести контроль над своими действиями и мыслями. Ученые выделили четыре компонента:

  1. Рабочая память – способность удерживать информацию и вспоминать ее при выполнении задания.
  2. Ингибиторный контроль – подавление начальных импульсов в пользу более рационального действия.
  3. Гибкость внимания – переход от одного способа решения проблемы к другому.
  4. Планирование – использование всех вышеперечисленных навыков, создание стратегии для выполнения задач.

Эти навыки развиваются в определенной последовательности. Рабочая память обычно развивается в раннем детстве и улучшается в дошкольном возрасте и после него. Ингибиторный контроль и гибкость внимания развиваются в дошкольном возрасте. Навыки планирования развиваются в детском и подростковом возрасте.

Как и другие навыки когнитивного развития, исполнительная функция проявляется через социальные взаимодействия, в частности родительские строительные леса, которые помогают детям эффективно действовать в своей зоне ближайшего развития. Если детей специально обучают навыкам выполнения исполнительных функций на соответствующем их развитию уровне, то их навыки улучшаются.

Бедность — ключевой фактор, препятствующий развитию навыков исполнительных функций. Но его негативные последствия могут быть смягчены, если ребенок имеет больше социального взаимодействия, например, в детском саду. К сожалению, бедность сокращает родительские ресурсы и часто ассоциируется с ухудшением отношений и большим хаосом.

Теория когнитивного развития: роль языка

Неудивительно, что языковая способность имеет решающее значение для когнитивного развития, которое происходит в отношениях.

Язык развивается в критический ранний период жизни ребенка. Исследования одичавших детей и глухих детей, воспитанных без языка жестов, показывают, что они не могут выучить нормальный синтаксис и морфологию.

Первые языковые способности появляются вскоре после рождения. Дети будут больше реагировать на знакомые голоса, язык своих семей и книги, которые читали вслух, пока они были в утробе матери. Годовалые дети могут различать среди звуков речи то, что взрослые, изучившие отдельные языки, уже не могут различить.

Младенцы понимают слова еще до того, как их произносят.

Так велико богатство и сложность того, что дети усваивают так быстро, что некоторые предлагают определенные врожденные навыки, помимо способности использовать язык, который есть у людей, но нет у других животных. Ноам Хомский предложил “универсальную грамматику” для людей. По мере развития детей, утверждает он, срабатывают уже существующие переключатели включения/выключения, ведущие ребенка от универсальной грамматики к реальным языкам, которые они изучают.

Сторонники теории социального когнитивного развития находят много проблем в этой версии нативизма. Взгляд на развитие, основанный на Пиаже и Выготском, состоит в том, что дети учатся языку через взаимодействие с родителями и другими людьми, а также через изучение социальных процедур, на которых основано общение.

Родители обычно модифицируют язык для младенцев и малышей – высокая интонация, часто называемая детской направленной речью. Это часто называют материнством, хотя отцы тоже так делают. Родители говорят медленнее и проще (хотя, возможно, не во всех культурах). Интересно, что в некоторых случаях отцы склонны использовать более сложную речь, растягивая детей в пределах их зоны ближайшего развития. Возможно, поэтому разговор отца с ребенком лучше коррелирует с более поздними языковыми навыками, чем разговор матери с ребенком.

Исследователи также обнаружили, что просто слышать слова в окружающей среде не имеет никакого значения для их языковых способностей. Вместо этого дети учат слова, общаясь с родителями и опекунами. Снова и снова обнаруживается, что социальное взаимодействие лежит в основе когнитивного развития.

Поделиться статьёй

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь